В среду, 03 февраля 2016 года состоялось очередное заседание Экономического совета при губернаторе Санкт-Петербурга, на котором обсуждались вопросы, связанные с реализацией Стратегии экономического и социального развития города до 2030 года, направленной на повышение качества жизни граждан.
Основное внимание участников заседания было уделено корректированию целевых показателей этого важного документа с учетом сложившейся ситуации в экономике.
Многие из ранее предусмотренных в Стратегии показатели развития здравоохранения, образования, жилищно-коммунального хозяйства и ряда других ключевых социально-значимых отраслей корректировки не потребовали. Некоторые показатели из Стратегии были исключены полностью, некоторые – отнесены к индикаторам устойчивого развития Санкт-Петербурга. Ряд показателей, в которых учтены предложения членов Совета, был рекомендован к включению дополнительно (Рис. 1).

рис1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Не смотря на непростую экономическую ситуацию, экономика Санкт-Петербурга по-прежнему остается одной из лидирующих в России. К примеру, за 11 месяцев прошлого года отмечен рост объемов отгруженной промышленной продукции. В таких отраслях, как целлюлозно-бумажная промышленность, издательская и полиграфическая деятельность, металлургическое производство и производство готовых металлических изделий, оборонная отрасль отмечен рост производства. В 2015 году увеличилось производство теле и радио-аппаратуры, турбин, автомобильных запчастей. То есть, во многом произошел рост производства высокотехнологичной и наукоемкой продукции. В городе выполняются так называемые «майские» указы президента России. Согласно статистическим данным, за 9 месяцев 2015 года некоторые из установленных в них плановых показателей выполнены, а по некоторым есть даже опережение.
На рис. 2 представлены данные рейтинга 2014 года, составленные РИА «Новости».

рис2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По оценкам академика РАН Абела Аганбегяна, на фоне других регионов России наш город выделяется самой низкой зарегистрированной безработицей и коэффициентом младенческой смертности. Санкт-Петербург занимает лидирующие позиции по уровню экономического развития, жилищным условиям, обеспеченности объектами социальной инфраструктуры, освоенности территории и развитии транспортной инфраструктуры, здоровью и образованию, а по развитию малого бизнеса. Финансовое положение нашего города устойчивое, зарплата растет быстрее, чем в среднем по России и даже по сравнению с Москвой. Также город отличают высокие показатели рождаемости.
Особого внимания заслуживает ситуация дел в сфере экономики знаний (рис. 3). В этой области также отмечаются положительные тенденции. Например, по уровню инноваций мы в 1,5-2 раза превышаем общероссийский уровень. В Санкт-Петербурге производится более 12% всей медицинской техники в России.

рис3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

У нас есть хорошие возможности для роста показателей подготовки кадров для сферы информационных технологий, которая в последнее время активно развивается.
В 2015 году в городе увеличился объем образовательных и медицинских услуг. Также увеличилось производство фармацевтических препаратов и материалов.
Поэтому сегодня перед нами стоит задача ежегодного увеличения инвестиций в эту сферу не менее чем на 10%.
Я убежден, что, вопреки предложениям ряда экспертов, в Стратегии экономического и социального развития Санкт-Петербурга следует обязательно сохранить такой значимый показатель как «Доля экономики знаний в ВРП Санкт-Петербурга».
Наш город – единственный регион России, в котором этот показатель включен в стратегию развития. Это наш «конек» и наше преимущество. Кроме того, данный показатель является основным критерием оценки уровня инновационного развития региона. О важности этого показателя говорил министр экономического развития Алексей Улюкаев на рабочей встрече с Президентом России Владимиром Путиным.
Вместе с тем, этот показатель можно рассчитать. Существует международная методика, а также отечественные разработки. Институты РАН готовы оказать помощь в разработке соответствующей региональной методики.
Важно отметить и то, что замена данного показателя на другой – «Увеличение доли продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей» — не полностью отражает роль экономики знаний в социально-экономическом развитии Санкт-Петербурга. По международным методикам доля экономики знаний (индекс экономики знаний) рассчитывается по 18 показателям, а доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей – только по двум. Например, не учитывается количество патентов и научных статей, количество авторских и лицензионных платежей, и др.
Экономика знаний призвана стать одним из главных драйверов развития экономики и социальной сферы Санкт-Петербурга, она будет подкреплять и развивать наметившиеся положительные тенденции, способствовать преодолению кризисных явлений и достижению всех ключевых показателей Стратегии экономического и социального развития Санкт-Петербурга до 2030 года.

Бюджетная политика в условиях мобилизационной экономики

В условиях экономического кризиса в стране, сложной и неблагопри-ятной внешней ситуации бюджетная политика приобретает особое значение, становится важнейшим инструментом антикризисной политики и выхода на траекторию устойчивого роста. В последние годы стратегические цели бюджетной политики совре-менной России были сформулированы в следующих программных документах: Программе повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018…

Details

На сегодняшний день завершен первый, очень серьезный, этап работы Экономического Совета. Выполнена основная задача – разработана Стратегия экономического и социального развития Санкт-Петербурга. По-сути, создана сбалансированная система стратегических документов, на основании которых будут воплощаться в жизнь планы развития нашего города.

Главной целью реализации Стратегии является повышение качества жизни людей. В этом документе учтены показатели, отражающие ориентиры развития ведущих стран и городов мира и ориентиры, которые были определены Указами Президента России Владимира Владимировича Путина.

Вместе с тем, разработаны государственные программы, соответствующие стратегическим целям Стратегии. Подготовлен план мероприятий по реализации Стратегии – Экономическая политика.

Теперь перед Санкт-Петербургом и Экономическим советом стоят новые задачи. Они связаны с реализацией Стратегии и Экономической политики, которая содержит экономический механизм, позволяющий планомерно достигать стратегические цели.

При этом особое внимание следует уделить мониторингу и широкому освещению хода реализации Стратегии. Это станет важным фактором успеха работы Совета, инструментом так называемой обратной связи. Принимая во внимание тот факт, что реализация Стратегии уже началась, первые итоги мы сможем оценить уже в середине 2015 года.

Можно предложить несколько форм проведения такого мониторинга.

Во-первых, как известно, в 2014 году был принят Федеральный Закон, предусматривающий обязательную разработку порядка мониторинга реализации документов стратегического планирования. В 2015 году такой порядок для Стратегии планируется разработать Комитетом по экономической политике и стратегическому планированию Санкт-Петербурга совместно с Экономическим советом при Губернаторе.

Во-вторых, в деятельности по широкому освещению нашей работы важная роль отводится Альманаху Экономического совета.

На сегодняшний день выпущено три номера этого издания. В Альманахе публикуются статьи каждого из членов Экономического совета по тематике, соответствующей целям и задачам деятельности секций Совета.

В 2015 году мы планируем переориентировать Альманах на освещение реализации Экономической политики, выработки мер по стимулированию роста экономики Санкт-Петербурга, наладки всей системы стратегического планирования города.

И, в-третьих, для организации широкого общественного обсуждения деятельности по достижению стратегических целей развития города с 2015 года планируется проведение ежегодного Санкт-Петербургского форума «Наш город – наше будущее», приуроченного ко Дню города.

Форум позволит всем, кто участвует в реализации Стратегии-2030, подводить итоги этой деятельности, обсуждать перспективы дальнейшей работы и, по сути, будет являться общественной формой отчетности по реализации стратегических документов.

Наглядная демонстрация хода исполнения Стратегии позволит привлечь к общественному обсуждению и участию в нашей работе жителей города, общественные организации, а также бизнес-сообщество.

Экономический совет поддерживает инициативу Правительства города о проведении подобного Форума.

В повестке дня работы Совета в 2015 году будет стоять ряд важнейших для города вопросов. В частности, это:
- оптимизация функций, связанных с процедурами выдачи разрешений на строительство;
- использование метода оценки дисбалансов социально-экономического развития при планировании объектов социальной инфраструктуры;
- стимулирование снижения всех видов издержек в хозяйственной деятельности.

Решение этих вопросов, как и эффективная работа Совета в целом, будет во многом способствовать развитию экономики и социальной сферы Санкт-Петербурга, повышению качества жизни людей.

О мерах по стабилизации экономики Северо-Западного Федерального Округа в условиях применения внешнеэкономических санкций и ответных мер Правительства Российской Федерации

2014 год ознаменовался экономическими проблемами, порожденными влиянием так называемых точечных и секторальных санкций со стороны США, ЕС и их союзников и ответных мер со стороны Правительства РФ. Санкт-Петербургский государственный экономический университет осуществляет совместно с АНО «Партнерство Северо-Запад» постоянный мониторинг экономической ситуации в СЗФО. К участию в анализе экономической ситуации и разработке рекомендаций были привлечены ведущие…

Details