В условиях экономического кризиса в стране, сложной и неблагопри-ятной внешней ситуации бюджетная политика приобретает особое значение, становится важнейшим инструментом антикризисной политики и выхода на траекторию устойчивого роста.
В последние годы стратегические цели бюджетной политики совре-менной России были сформулированы в следующих программных документах: Программе повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года; государственных программах «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков» и «Создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами, повышения устойчивости бюджетов субъектов Российской Федерации»; проекте Долгосрочной бюджетной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года.
Эти цели отражены в подготовленных Минфином России в июле 2014 года Основных направлениях бюджетной политики на 2015-2017 годы [1], где главной целью на среднесрочную перспективу определялось обеспечение устойчивости бюджетной системы Российской Федерации и безусловное исполнение принятых обязательств наиболее эффективным способом.
Однако нарушение устойчивости бюджетной системы страны первыми ощутили регионы России в 2013-2014 годах, разбалансированность бюджетов которых вследствие непомерного роста социальных обязательств привела к кризису субфедеральных долгов и потребовала от Минфина России принятия специальных мер поддержки. Государственный долг субъектов РФ за 2014 год вырос на 20% и превысил 2 трлн рублей. Во второй половине 2014 года устойчивость бюджетной системы продолжала расшатываться по причине углубление экономического кризиса, вызванного как внутренними, так и внешними причинами, прежде всего, падением мировых цен на энергоносители и введением эмбарго. Экономика, а вслед за ней и бюджетная система страны, все более приобретали мобилизационный характер.
В этих условиях недостоверным оказался очередной трехлетний федеральным бюджет, закон о котором был подписан президентом РФ 1 декабря 2014 года № 384-ФЗ. Ни прогнозируемый объем ВВП на уровне более 77 трлн рублей, ни заявленный темп инфляции в 5,5%, ни основные параметры бюджетной системы с дефицитом 0,6% ВВП не соответствовали развитию экономических событий в конце 2014 — начале 2015 годов. Корректировка федерального бюджета запланирована на весну 2015 года, при этом дефицит повысится до 3,7% ВВП.
Бюджетная политика в условиях кризиса должна иметь дискретный характер, то есть быть представленной комплексом мер антикризисного содержания. Первым этапом в этом направлении стало Послание Президента РФ от 4 декабря 2014 года, где анонсирован целый ряд новых предложений [3]: публичность проверок (реестр); надзорные каникулы для малого бизнеса; двухлетние налоговые каникулы для новых малых предприятий; расширение доступа малых и средних предприятий к закупкам госкомпаний; фиксация действующих налоговых условий на четыре года; амнистия капитала, возвращающегося в Россию; закон о территориях опережающего развития (ТОР); программа докапитализации ведущих отечественных банков; жесткий контроль средств Гособоронзаказа; равный доступ негосударственного сектора к финансам; президентские гранты для талантливых ребят.
Бюджетная политика далее уточняется в антикризисном плане Правительства РФ, см.: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 января 2015 года № 98-р [3]. Общий объем средств, выделенных на антикризисные мероприятия, оценивается в 2,3 трлн рублей, из которых примерно 2 трлн рублей будет направлены на активизацию экономического роста, а 300 млрд рублей – на выполнение социальных обязательств. Антикризисные планы в начале 2015 года разрабатывают также субъекты РФ.
Бюджет в этих условиях является финансовой базой антикризисных мероприятий, и одновременно в нем должны быть реализованы мобилизационные меры. Так, введен режим сокращения на 10% расходов федерального бюджета счет снижения численности, неиндексации заработных плат, пересмотра инвестиционных расходов, отсрочки начала строительства новых объектов. При этом не сокращаются, но в некоторой степени возрастают расходы на исполнение обязательств социального характера (пенсии, пособия), поддержку сельского хозяйства, обеспечение обороноспособности страны, исполнение международных обязательств.
На основе нового макроэкономического прогноза, разработанного в связи с сохранением неблагоприятной внешней конъюнктуры, будут подготовлены предложения по дальнейшей оптимизации структуры федерального бюджета в среднесрочной перспективе, в том числе за счет ежегодного снижения расходов как минимум на 5% в реальном выражении в течение 3 лет. К 2017 году планируется достичь сбалансированности бюджетной системы при наиболее вероятном уровне цен на основные товары российского экспорта.
Значительные средства выделяются на поддержку банковской системы, что оценивается в сумму более одного трлн рублей. Предусмотрена поддержка 199 системообразующих предприятий в виде предоставлении государственных гарантий по кредитам на инвестиционные проекты и на погашение других займов (на реструктуризацию долгов). Однако гарантии могут быть не так действенны для предприятий, как, например, снижение налогового бре-мени и обеспечение доступного кредита.
На повестку дня выходит разработка предложений антикризисной налоговой политики. Меры поддержки должны коснуться, в первую очередь, малого бизнеса, который особенно в условиях кризиса выполняет в большей степени социальную, а не фискальную роль. В антикризисном плане Правительства РФ предусмотрены средства на поддержку малого и среднего бизнеса в объеме 5 млрд рублей, а также меры косвенной поддержки: увеличение в два раза предельных значений выручки от реализации для отнесения предприятий к категории малых; поддержка малых инновационных предприятий; снижение избыточного антимонопольного контроля; упрощение порядка уплаты налогов и страховых взносов для самозанятых граждан.
Полагаем, что налоговая система России как в части малого бизнеса, так и в целом, требует серьезных мер реформирования и совершенствования налогового администрирования, направленных не только на решение кризисных проблем, но и формирование условий для выхода на траекторию устойчивого роста. Очередной кризис, даже с учетом его специфики, в очередной раз доказал, что России необходимо внедрение новой экономической модели, в которой бюджетная политика обеспечивает внутреннюю устойчивость бюджетной системы и создает предпосылки для развития экономики и социальной сферы страны.

Ссылки:
1. Основные направления бюджетной политики на 2015 года и плановый период 2016 и 2017 годов. [Электронный ресурс]: официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации. Режим доступа: http://www.minfin.ru/ru/perfomance/budget/policy.
2. Послание Президента Федеральному Собранию 4 декабря 2014 года. Президент России – официальный сайт. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://news.kremlin.ru/transcripts/47173/print.
3. Об утверждении плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 января 2015 года № 98-р.